1 1200 300

Мысли о жизни
Андрей Патрушев 19.09.2025
Оглавление
Основы..........................................................................................................................................................1
Будущее и прошлое.....................................................................................................................................2
Истоки...........................................................................................................................................................4
Гнев...............................................................................................................................................................5
"Отложенный гнев" .....................................................................................................................................8
Отношения .................................................................................................................................................10
"Я не могу отвечать за того плохого парня, который сидит у тебя в голове!" .....................................12
Мы и дети...................................................................................................................................................12
Отношения с собой....................................................................................................................................14


Основы.
Люди делают то, что делают, исходя из того, что они думают и во что верят. Это означает, что, учитывая то, что этот человек думает и во что верит в данный момент, для него имеет смысл делать все, что он делает, даже если нам кажется всѐ это безумием. По сути, разум начинает с веры. А потом мы используем логику и рассуждения, чтобы защитить, поддержать или найти доказательства того, во что мы уже верим.

На бессознательном уровне это в конечном итоге означает: «Я верю, и поэтому это правда». В психологии это явление получило название "рационализация". Но, как метко написал по этому поводу Дэниел Канеман (лоуреат Нобелевской премии по экономике, автор книги "Думай быстро и медленно"): «То, что ты видишь, — это все, что есть. -

Мы склонны путать внутреннюю согласованность с реальной компетентностью или полным пониманием чего-либо". Так что, на своѐм текущем уровне понимания, что бы мы ни делали,
имеет лично для нас смысл, учитывая то, что мы думаем и во что верим. Другими словами, это значит, что в любое время любой человек, включая меня и вас, делает единственное для него возможное, из того, что он может сделать, согласно со своими ценностями, верованиями, убеждениями и предрассудками и исходя из наличия соответствующих ситуации ресурсов.

Таким образом, все так называемые человеческие проблемы сводятся к следующему: мы, люди, попадаем во власть тяжѐлых эмоций, порождаемых нашими мыслями, которые могут быть частично
основаны на реальности (а в основном, на наших ценностях, верованиях, убеждениях и предрассудках), а могут являться и чистыми фантазиями, являющимися следствием нашей неотъемлемой способности к творчеству.

Конкретные мысли и чувства в каждом конкретном случае будут разными, но основная человеческая проблема остается неизменной: из-за непонимания того, что, по сути, происходит, - как наши мысли создают наши чувства, - как мы принимаем наши мысли за реальность и поэтому чувствуем себя жертвами обстоятельств, находящихся вне нашего контроля. Эта человеческая проблема непонимания принципов работы нашего мозга, в настоящее время, встречается с людьми каждый день, уже в течение тысячелетий, после того, как произошло разделение по функциям левого и правого полушарий мозга.

Понимание данного явления - это противоядие от тяжѐлых эмоций, от деструктивного поведения и даже от болезней, доступное всем людям в любой момент их существования. Поэтому,
чтобы выйти из этого порочного круга, дело не столько в контроле над мыслью. Речь идет скорее о том, чтобы всем своим существом осознать, что мысль действительно является мыслью.

Что из этого вытекает?
Будущее и прошлое.

Задумайтесь, - когда вы размышляете о каком-то прошлом событии, то воспроизводится ли это событие в реальности, и участвуете ли вы в нѐм снова, со всеми вытекающими последствиями? Нет! - В данный момент вы можете находиться в совершенно другом месте и в совершенно другом окружении, и вокруг вас происходят какие угодно события, отличающиеся от того, что когда-то случилось. То же самое, в точности, касается и будущих воображаемых событий.

Так что, несмотря на то, что наши мысли, вызывающие стресс, всегда направлены либо на прошлое, либо на будущее, мышление всегда происходит здесь и сейчас, причѐм, в подавляющем большинстве случаев, вы находитесь в полной безопасности (иначе бы у вас просто не было времени на посторонние размышления).

Вопрос в том - осознаѐте ли вы свои мысли, точнее, - осознаѐте ли вы, что мысли - это всего лишь мысли? Потому что, если не осознаѐте, что это всего лишь мысли, то это выглядит, как реальность. Так как, когда вы думаете и не осознаѐте этого, то думаете не "об этом" - там нет "о" или "об" (так как эти предлоги существуют только в речи), просто мысль является тем, что вы думаете.

Например, если вы думаете, что самолѐт, на котором вам надо куда-то лететь, может упасть и тому подобное, то вы думаете не о катастрофе, а ваша мысль - это "катастрофа", со всеми картинками, которые услужливо подсовывает вам мозг, и вытекающими из этого эмоциями.

А эмоции — это своего рода барометр того, насколько реальными кажутся вам свои мысли в данный момент. Но при этом, заметьте, вы таки не являетесь участником катастрофы и не ощущаете в данный момент всего того, что с ней может быть связано (даже если вы когда-то были участником реальной катастрофы), - это остаѐтся всего лишь мыслью. Таким образом, даже сам факт того, что вы думаете о чем-то, является доказательством того, что реально вы этого не испытываете.

И вы, конечно, не одиноки. На эту "уловку", по жизни, ведѐтся подавляющее большинство людей по всему миру. Когда люди забывают, что мысль - это всего лишь мысль, происходят два
явления.

Во-первых, их тело, их физиология начинают реагировать так, как будто это реально, это первое, что происходит. Второе, что происходит, это то, что когда они забывают, что это мысль, это выглядиттак, как будто они испытывают что-то кроме мысли, то есть, как будто то, о чем вы думаете, - это объект, который каким-то образом делает что-то с вами. Это именно то, что происходит, когда люди порождают свои тревоги, депрессию, навязчивые действия и тому подобное.

У них возникают мысли, а затем они забывают, что думают, и в результате их физиология начинает реагировать так, как будто они в опасности, и поскольку они забывают, что это мысль, это всегда выглядит так, как будто это то, о чем они думают: самолет, двери лифта и т.д. - и вот у них снова эта иллюзия, которая каким-то образом вызывает у них чувства.

Но вот в чем фокус: вы чувствуете мысль, а не то, о чем думаете. Я повторю еще раз: вы чувствуете мысль, а не то, о чем вы думаете. Итак, любая мысль по определению является "несобытием" и не
является опытом (ну, разве что опытом переживания о "несобытиях"). Любая мысль — это "несобытие", и людская трагедия состоит в том, что большую часть времени, по жизни, мы тратим, пытаясь справиться с "несобытиями", как если бы они были событиями.

Вот почему мы так легко теряемся в размышлениях, беспокойстве, чрезмерном обдумывании и подавлении. Как метко сказал Марк Твен: "Всю жизнь я сильно переживал из-за ужасных событий, подавляющее большинство из которых так никогда и не произошло".

Абсолютно всѐ выше сказанное относится и к воспоминаниям (мысль - это несобытие). Когда люди говорят о травме и застревании в прошлом, то они, по сути, берут этот во истину чудесный дар мышления - возможность построить что-то, что выглядит как прошлое, что-то, что похоже на прошлое, что полезно только в качестве инструмента мышления, но они воспринимают это буквально, так что им кажется, будто они заново переживают прошлое или застревают в прошлом, но этого не может быть, потому что вы не можете заново пережить прошлое - его уже нет.

И если вы осознаете это, то поймете, что сам факт, что вы так думаете, означает, что этого сейчас не происходит. Прошлое не должно быть источником страданий. Прошлое — это обширный банк памяти с ценной информацией о том, что сработало, а что не сработало в определѐнных ситуациях. Взгляд в прошлое даѐт нам преимущество - мы можем видеть и ценить не только наши собственные опыты обучения, но и то, что мы знаем о том, как другие справлялись в подобных обстоятельствах.

Понимая это, вы также можете осознать, что любые негативные обобщения, основанные на прошлых событиях, не имеют ничего общего с текущей действительностью, потому что "всѐ течѐт, всѐ меняется" и вы, в первую очередь. Так что, все ваши прошлые неудачи были основаны на ваших действиях (неадекватных алгоритмах), которые, в свою очередь базировались на ваших старых верованиях, ценностях,убеждениях и предрассудках….

Впрочем, процесс создания таких обобщений лежит в основе так называемых "самореализующихся пророчеств"….
Таким образом, когда вы в следующий раз начнѐте испытывать какую либо неприятную эмоцию по поводу прошлого или будущего события,или думать привычную мысль, типа: "Я неудачник (не достоин чего-то там и т.д. и т.п.), потому что …", то просто остановитесь и спросите себя: "Я переживаю сейчас событие или мысль под названием "событие"?"

А потом скажите себе: "Я нахожусь не в прошлом и не в будущем. Я думаю это здесь и сейчас. И поскольку я думаю это здесь и сейчас - это означает, что я этого, на самом деле, не испытываю". И параллельно с этим осознайте, что, находясь здесь и сейчас, вы не разделяете приключения персонажа вашего художественного фильма, для которого вы сами же и являетесь сценаристом, режиссѐром и оператором.

Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, это относится и к другим людям, за которых вы переживаете.

Истоки
В психотерапии одной из самых распространѐнных концепций является идея частей личности (субличностей), согласно которой за любое, болееменее повторяющееся поведение (включая сопутствующие эмоции) отвечают определѐнные части личности. Некоторые психотерапевты склонны наделять эти части всеми качествами, которые мы привыкли соотносить с личностью, как таковой.

Существуют довольно эффективные методики, основанные на договоре частей личности (если они хотят чего-то противоположного) или на творческом поиске для конкретной части других более полезных, безопасных и эффективных способов поведения. Гипнотерапевты вступают с субличностями в конструктивный диалог и т.д.. С более прагматичной точки зрения субличности - это просто однажды выученные алгоритмы поведения для определѐнных жизненных ситуаций, и проблема возникает тогда, когда мы свои привычные алгоритмы начинаем применять в неподходящих для
них контекстах.

Таким образом все наши субличности, без исключения, или, если угодно, - алгоритмы (поведение) имеют какое-то полезное для нас намерение (предназначение) и, в каких-то контекстах, это
намерение даже успешно реализуется. Что с этим может быть не так?

А дело в том, что наряду с алгоритмами поведения формировались и наши убеждения, верования и предрассудки. Большую часть из них мы буквально "впитали с молоком матери" - позаимствовали у наших родителей или (и) у значимых для нас людей, а другую сформировали сами, опираясь на наши, тогда ещѐ очень скудные, возможности и способности.

Как правило, это происходит в период от рождения до четырѐх лет, когда идѐт формирование личности (импринтный период).
Таким образом, все эти убеждения, верования, предрассудки и алгоритмы безопасности буквально впечатываются в структуру личности. Это, безусловно, имеет смысл для выживания в дикой
природе, но может сильно ограничивать нас для функционирования в современном обществе.

Поскольку вся наша психофизиология направлена, в первую очередь, на выживание, то приоритет отдаѐтся "негативу", так как это было наиболее полезно для выживания в дикой природе. Поэтому же негативные убеждения, верования и предрассудки сильней охраняются и сохраняются нашей "операционной системой", которую принято называть подсознанием.

Конечно, всѐ это не так фатально, как может показаться на первый взгляд. - Мы способны изменяться и обучаться в любом возрасте. Например, верите ли вы до сих пор в Деда Мороза? Или
боитесь ли всѐ ещѐ монстров в шкафу или под кроватью? Тем не менее, верования, убеждения и предрассудки, сформировавшиеся на фоне сильных негативных эмоций (особенно имеющих отношение к выживанию и безопасности) имеют тенденцию сохраняться (иногда, до самой смерти), и для их преодоления необходимо осознание, намерение и личная сила.

Таким образом, не ищите в прошлом себе самооправдания. В тот момент, когда вы начинаете это делать, - "потому что мой отец был такой или я был таким воспитан, или моя девушка (парень) были такими, и поэтому сейчас "это" происходит". В тот момент, когда вы это делаете, вы облажались.

Весь фокус здесь в том, чтобы справляться со своим состоянием по мере его возникновения, мгновение за мгновением. Гнев всегда является отражением того, что вы думаете в данный момент. Это
очень легко поддается контролю, потому что тогда вы справляетесь с любой мыслью, возникающей в данный момент, и с тем, что вы можете сделать.

То же самое касается и частей личности (алгоритмов), основанных на негативных эмоциях. Из-за сильных эмоций, время для них как будто застывает. И если брать аналогию с компьютером, то эти алгоритмы как бы постоянно подгружены в оперативную память (что съедает определѐнные ресурсы и энергию). Это делается для того, чтобы уменьшить время реакции, в случае возникновения опасности.

Согласитесь, - это очень полезная опция для выживания в дикой природе. Поэтому некоторые алгоритмы действуют так, как будто вы всѐ ещѐ находитесь в том раннем возрасте, где не было этих умений и навыков, знаний, опыта и личной силы, которые уже есть у вас теперь. И возможно, эти действия, несмотря на свои благие намерения, причиняли вам по жизни значительные неудобства или дискомфорт, поскольку в современном обществе эти, большей частью, архаичные реакции, мягко говоря, неуместны.

К счастью, человек является чрезвычайно адаптивным существом, что позволило ему, на протяжении миллионов лет эволюции, выживать в дикой природе, в окружении более сильных, быстрых, вооружѐнных острыми когтями и зубами, конкурентов. Поэтому человек способен быстро и очень хорошо обучаться и, вопреки расхожему мнению, в любом возрасте.

Точно так же, после осознания, и при наличии намерения и решительности, все ваши части, способны обучаться более эффективным и безопасным способам взаимодействия с окружающей действительностью и изменяться, для достижения вашего успеха и благополучия.


Гнев.
"Между стимулом и реакцией лежит пространство, и в этом пространстве находится способность человека выбирать". - Виктор Франкл. Одна из главных особенностей любых эмоций состоит в том, что нам кажется, будто эмоции рождаются извне, из-за действий окружающих и событий. Казалось бы, эмоции запускаются внешними факторами.

И пока сохраняется такая иллюзия, мы превращаемся в одержимых контролем, пытаясь управлять поведением других людей, угрожать и угождать им, чтобы заставить их изменить поведение. Но руководствуясь этим, становится так легко впасть в бешенство, из-за того, что они не меняются! Но как только вы начинаете понимать, что чувство создаѐтся внутри вас посредством вашего собственного мышления, это меняет правила игры.

Вы становитесь менее зависимыми от того, изменится ли кто-то другой ради того, чтобы вы почувствовали себя иначе.
У каждого есть способность испытывать гнев. Наверняка вы не знаете никого, кто не обладал бы способностью испытывать гнев. Гнев — одно из тех чувств, которое присутствует практически у всех и имеет широкую градацию - от лѐгкого раздражения до безудержной ярости.

Мы приходим в мир с врожденной способностью переживать гнев. Иногда это полезно. Потому что, вы же не хотите оказаться "беззубым человеком", ведь тогда окружающие воспользуются вами, пройдутся по вам и будут злоупотреблять вами. Эта способность бороться за свои права, устанавливать границы, говорить «нет» и отстаивать свои ценности важна.

Гнев порой служит сигналом, сообщающим, что наши ценности подвергаются испытанию или наши границы нарушаются.
Способность получать предупреждающий сигнал: «Эй, внимание! - Возможно, стоит установить границу», полезна.

Говоря другим языком, гнев означает нарушение ваших правил. Именно это и означает гнев. Таким образом, если я злюсь на кого-то другого, это потому, что у меня в голове существует правило, что-то предписывающее другому человеку. Как он должен думать, как выражаться, что он должен понимать, чему уделять внимание, насколько быстро двигаться, исполняя мои повеления, каким пониманием обладать.

Затем я требую, чтобы он непременно следовал этому правилу. А если он не действует согласно правилам диктатора, - нарушает моѐ правило, я реагирую гневом.
Существуют три объекта, на которые я могу рассердиться.

Могу злиться на себя. Могу злиться на другого человека. Или могу злиться на жизнь.
Если я зол на себя, это потому, что у меня есть правило относительно собственных поступков, мастерства, скорости понимания чего-либо или способа самовыражения. И если я требую от себя соблюдения этого правила, одновременно с опытом промаха или неспособности достичь нужного уровня исполнения, я испытаю реакцию гнева по отношению к самому себе.

Если я зол на жену, сына или дочь, это потому, что у меня есть правило относительно того, какими они должны быть, о чѐм заботиться, как слушать, смотреть или понимать. И если я требую от них
следования этим правилам, а параллельно имею опыт, что они не соответствуют моим ожиданиям, я испытаю реакцию гнева.

Что касается жизни, я могу создать правила обо всѐм. Могу придумать правила о погоде, каково должно быть движение транспорта, как долго должна идти очередь в магазине, когда я делаю покупки. Каждый раз, когда разум формирует правило о том, каким должен быть мир и какова должна быть жизнь, я начинаю требовать, чтобы обязательно было
именно так, но всякий раз, когда жизнь проявляет дерзость и отказывается соответствовать правилам диктатора, я столкнусь с реакцией гнева.

Таким образом, самым простым способом постоянно пребывать в состоянии гнева - это создание множества строгих правил о том, как должны вести себя жизнь, другие люди и мы сами. И каждый раз, когда мы или кто-то другой или весь мир не смогут удовлетворить нашим требованиям, мы "получаем право" ощутить гнев. Такая вот изящная система….

Итак, можно резюмировать, что иногда гневная реакция бывает полезна или уместна. Однако люди обращаются за помощью обычно тогда, когда решили, что способ выражения гнева в определѐнной ситуации неадекватен. Или чувство гнева оказывается чрезмерно сильным, словно непропорционально обстоятельствам, либо возникает ситуация, в которой испытывать гнев бессмысленно.

Одни люди испытывают лишь лѐгкое недовольство, а другие "выходят из себя". Сила вашего гнева выступает индикатором, показывающим, насколько сильно вы предъявляете свои требования.
Обычно, когда люди приходят к психологу с проблемой гнева, то основным вопросом, с которым они обращаются является, - "Как изменить своѐ состояние?"

Здесь, наверное будет уместно привести аналогию с очками виртуальной реальности. Предположим вы надели такие очки, которые окрашивают всѐ вокруг в красный цвет, и предположим, что вы, не снимая очков, захотели перекрасить снег обратно в белый цвет.

Удастся ли вам это сделать? Кстати, любое эмоциональное состояние действует, как подобные очки виртуальной реальности.

Вам не обязательно менять свое состояние. Вам просто нужно понять свое состояние. Необходимо осознать, что ощущения говорят вам о ваших собственных очках виртуальной реальности, а не о том, на что вы смотрите.

Например, если моя жена или ребѐнок нарушают мои внутренние правила, и если я поддаюсь иллюзии, что они являются источником моего гнева, что они провоцируют меня, то, конечно, я буду
стараться изменить их, чтобы я мог почувствовать себя по-другому. Потому что мне кажется, что источник моих чувств - что-то внешнее.

Ведь, очевидно же, что именно окружающий мир формирует мой опыт, и в результате этот мир должен измениться, чтобы я почувствовал себя подругому….
Так что, если я понимаю, что эти чувства говорят мне о моих собственных мыслях, а не о моих детях, жене или мире, то тогда я с меньшей вероятностью буду пытаться изменить их, чтобы изменить свое состояние.

Теперь, если я оставлю свои эмоциональные состояния в покое, они пройдут (естественно, это не относится к случаям физического насилия). Мне не нужно ничего делать, но чем больше я начинаю ссориться со своей женой, дочерью и сыном, чем больше я вкладываю в это сил, чем больше подливаю масла в огонь, тем сильнее становятся мои чувства.

Внутри нас есть разум, который всегда стремится уравновесить ситуацию, так что, если я поцарапаю колено, порежу палец или простужусь, что-то внутри меня начинает работать, чтобы исправить
ситуацию. То же самое относится и к эмоциональным состояниям.

Если я осознаю своѐ раздражение и оставляю его в покое, виртуальные очки перенастраиваются. Они способны саморегулироваться. Теперь, когда я могу установить связь с этим, может потребоваться несколько минут, чтобы разум прояснился, но когда разум проясняется, обычно, моя семья снова выглядит нормально.

Но при этом я, конечно, не утверждаю, что в жизни нечего менять. Это просто означает, что это нужно делать, когда ваш разум ясен, когда вы исходите из сбалансированного состояния.
Так примерно устроены проблемы с гневом.

С одной стороны, вы понимаете, что, в определѐнных ситуациях, ваши реакции гнева в каком-то смысле неразумны, но, вероятно, они казались вам настолько настоящими…. Многие теории и объяснения, которые вы раньше пытались применить, чаще всего усугубляли ситуацию, потому что ваше мышление изначально вводило вас в заблуждение.

"Отложенный гнев"
"Отложенный гнев — это состояние, при котором человек пытается скрыть свою злость, убедить себя, что для гнева нет повода. В результате гнев копится и прорывается в самых неподходящих
ситуациях или в хроническом напряжении". - (словарь психологических терминов).

На самом деле, никакого отложенного гнева не существует. Гнев существует всегда здесь и сейчас. Просто есть определѐнные категории людей, которых гнев навещает регулярно, и тем самым они как бы "протаптывают тропинки" для этой реакции в нейронных сетях своего мозга и начинают реагировать гневом на многое, что другие люди оценивают, как нейтральное.

В то же время, гнев (в компании с обидой и виной) является сильным "внутренним ядом", способным довести человека до различных заболеваний, начиная от хронических болей
(фибромиалгия) и заканчивая аутоимунными заболеваниями и онкологией.

Первая группа таких людей - это Люди с высокими стандартами перфекционизма, стремящиеся к высоким достижениям, которые возлагают на себя большие надежды, чтобы быть ответственными и поэтому должны "взять себя в руки": "Я чувствую, что должен быть сильным. Я должен быть успешным. Я добытчик в семье. Я должен всего этого достичь. Я должен добиться этого в своей жизни".

Их гнев может быть направлен, как на других ("они не понимают, мешают, препятствуют и т.д."), так и на себя ("я не смог, не предусмотрел, не справился и т.д.") Это, по сути, очень добросовестные люди, но у многих из них это вызывает огромное внутреннее напряжение.

И если их разум одновременно решит, что "я не могу испытывать эти чувства, потому что у меня нет времени, или это сделало бы меня слишком уязвимым", тогда мозг очень легко создаст какой-нибудь симптом или боль вместо этого.

Несколько десятилетий назад это установил врач Джон Сарно, который обнаружил, что хроническая боль, по большей части, является результатом того, что таким образом наш разум отвлекается от
нежелательных эмоций. Это эффективно, потому что, пока наше внимание сосредоточено на теле, мы полностью отвлекаемся от своей эмоциональной жизни.

Но этот эффект подавления приводит к огромным издержкам для иммунной системы. Кроме того, единственным приемлемым способом отдохнуть, для этих людей является "уход в
болезнь". Другая группа (и иногда людям "везет" оказаться в обеих группах) - это мученики, чрезмерно приятные люди. Очень заботливые люди, которые склонны ставить потребности других людей выше своих собственных, и они жертвуют собой ради других людей.

Они стараются избегать конфликтов. Они часто подавляют проявление гнева. И окружающие их люди часто описывают их как очень милых, таких добрых и, в некотором
смысле, таких бескорыстных. Эти люди также часто сталкиваются с подобными проблемами.

И причина этого очень часто заключается в том, что у людей, которые, возможно, не знают границ или слишком много жертвуют собой, безответность и злоупотребление их доверием очень часто вызывает чувства гнева, негодования и тому подобные вещи. Но если им не позволено это чувствовать, если их разум как бы отметает это, как "о, это угрожает отношениям" или "это угрожает социальной стабильности", то, опять же, они очень часто сталкиваемся с болью и другими симптомами, и среди них так же, как и у первой группы, очень распространены аутоиммунные заболевания.

Согласно формуле Шинзена Янга: "Симптом состоит из мыслей, вызывающих телесные ощущения, плюс сопротивление"….

Необходимо заметить, что обе эти группы имеют ещѐ одну психологическую особенность, вероятно, свидетельствующую о том, что их жѐсткие правила жизни были сформированы в очень глубоком
детстве (в импринтный период), а именно, - они готовы сдохнуть (простите), но не отказаться от своих жѐстких правил.

И это особенно заметно при терминальных заболеваниях. Скользя по накатанному, очень легко придти к гневу в отношении своего гнева…. Пожалуйста, осознайте, что внутри вас нет врагов,
предателей и недоброжелателей.

Относитесь к себе и своим проявлением с любовью, дружеским участием и состраданием, поскольку и вы и все ваши чувства и эмоции такие, какими они и должны быть, благодаря вашим текущим верованиям, ценностям, убеждениям и предрассудкам. Исцеляет само внимание. Исцеление происходит, когда наше любящее внимание падает на ранее нежелательное или
игнорируемое чувство.

Универсальное исцеляющее лекарство в практику наблюдения за собой — это любящее принятие. Как это ни парадоксально, но принятие себя и своих проявлений - это первое условие для генеративных изменений. Как там в Хоопонопоно: "Я признаю и принимаю, что это со мной произошло (по законам, заложенным Богом в эту Вселенную) и стало моей неотъемлемой частью,
которая требует моего внимания, используя для этого неприятные чувства; Мне очень жаль, что это произошло; Прости меня, что своим действием или бездействием, по незнанию, допустил(а) в прошлом определѐнные мысли и поступки; Спасибо, что теперь я могу это исправить; Я люблю тебя".

Здесь начинается разум Целителя. Когда ваше сознательное внимание приобретает эту самонаблюдающую точку зрения, вы находитесь в позиции Целителя, того, кто может исцелить все
остальные части вас. И поскольку вы, Целитель, с любовью и состраданием, но спокойно наблюдаете другую часть, которая страдает, вы одновременно являетесь и Целителем, и частью, которая исцеляется.

Отношения
Все мы очень разные. У нас разная личная история, разный опыт и, соответственно, разные верования, убеждения и предрассудки и разные алгоритмы действий для схожих жизненных ситуаций.
Для иллюстрации этого утверждения приведу здесь довольно забавный пример. Как-то к психотерапевту на приѐм в один день друг за другом пришли две женщины со схожими проблемами - сильный гнев, возникающий, в основном, во время семейных вечеринок.

Психологам и психотерапевтам хорошо знакомо это явление синхронизма, когда в один день (или даже несколько дней подряд) приходят клиенты со схожими
проблемами.

Первая пациентка (ПП) заявила: "Всѐ дело в уважении".
Психотерапевт (ПТ): Что должно произойти, чтобы вы почувствовали уважение на семейных встречах?

ПП: Закатила глаза и посмотрела на психотерапевта так, будто он полный идиот и сказала: «Все знают, что такое уважение».
ПТ: «Да, наверное, вы правы, но я немного туповат. Объясните мне, пожалуйста».

ПП: С подозрением взглянула на психотерапевта и произнесла: «Чтобы я почувствовала уважение, люди должны разговаривать тихим голосом».
ПТ: «Что?»

ПП: «Да, потому что люди, говорящие громко, грубияны. Они дикари. Такие люди просто переходят другим дорогу и ни на кого не обращают никакого внимания. И это выводит меня из себя».
ПТ: «Значит, надо говорить тихим голосом?»

ПП: «Да, и ещѐ... Люди должны учитывать мои чувства. - Это второй пункт» (дело в том, что она была чувствительным эмпатом).
ПТ: «Ещѐ что-нибудь?»ПП: «Да, люди должны ждать своей очереди, когда я рассказываю историю, и не перебивать.

ПТ: «Моя интуиция подсказывает мне, что вы редко чувствуете уважение на больших семейных вечеринках».
ПП: «Откуда вы это знаете?»
ПТ: «Потому что у вас дурацкие правила»…

Это правда. Она создали правила, которым невозможно следовать. Например, невозможно ожидать, что большая семейная вечеринка пройдѐт идеально без нарушений этих правил. Она разработала систему правил, где очень легко чувствовать себя плохо и чрезвычайно трудно чувствовать себя хорошо.

Вторая пациентка (ВП) пришла сразу вслед за первой и повторила то же самое. Она сказала: «Знаете что? Всѐ дело в уважении».
ПТ: «Хмм? Вы знаете, только что была женщина. Она рассказала мне, как работает уважение. Хотите услышать?» - Она ответила утвердительно.

Психотерапевт продолжил: «Итак, уважение подразумевает разговор негромким голосом».
ВП: Презрительно посмотрев, - «Это никоим образом не связано с уважением!»
ПТ: «А как же это работает?

ВП: «Для того, чтобы я уважала вас, вы должны быть искренним и честным. Я устала от фальшивых людей. Устала от лицемеров, которые общаясь с одним человеком, изображают приверженность президенту, а разговаривая с другим, его осуждают и порицают. Если я собираюсь уважать вас, вы должны быть честными и подлинными».

ПТ: «Могу ли я повысить голос?»
ВП: «Да. Чем громче голос, тем больше искренности и честности».

Представьте, если бы это были партнѐры, мать и дочь, две подруги или начальник и сотрудник. Если бы они решили больше уважать друг друга, то, наоборот, они бы друг друга просто уничтожили.

Главный вывод заключается в следующем: Ни одна из них не увидела, что, собственно говоря, она сама придумывала эти правила своим мышлением. Каждая создавала правила, накладываемые на социальную обстановку, и чувствовала личную уязвлѐнность каждый раз, когда кто-то нарушал эти правила. Им казалось, что мир должен измениться, чтобы они почувствовали себя иначе. И в этом ключ.

Это не значит, что нельзя просить людей о чѐм-то. Не значит, что нельзя говорить «нет» или устанавливать границы. Люди в вашей жизни, ваша дочь, муж, свекровь, друг или подруга видят то, что видят. Слышат то, что слышат. Верят в то, во что верят. Заботятся о том, что считают важным. Понимают то, что понимают.

Но мы, как религиозные фанатики, никем не приглашѐнные, вторгаемся в чужую психологическую реальность и пытаемся устанавливать свои правила от имени других:
"Не смотри на то, что видишь. Смотри на то, что я требую увидеть. Неслушай то, что слушаешь. Слушай то, что я решила, что ты должен услышать. Не понимай то, что понимаешь. Ты обязан понять то, что я решу, что ты обязан понять".

И когда люди не соблюдают наши правила, мы жутко сердимся и обвиняем их в провокациях нашего гнева. Это чушь собачья!

"Я не могу отвечать за того плохого парня, который сидит у тебя в голове!"
Представьте себе, что кто-то к вам подходит и говорит: "Ты плохой человек!" (ну, или ещѐ что-нибудь в этом смысле). Что это может значить? Все, что он на самом деле делает, - это дает вам информацию о том, как он думает.

Другими словами, он приходит и говорит: "Послушай, учитывая то, что мне кажется реальным в данный момент, вот как выглядит жизнь". "Учитывая то, что мне кажется реальным в
данный момент, ты плохой человек, или ты должен был поступить так-то и так-то, или ты должен был быть таким, или ты источник моих страданий".

- Это просто информация о том, как он думает. Это нейтрально и это не источник вашего опыта. Источником вашего опыта является история, которую вы создаете о том, что это значит для вас. Это история, которую вы рассказываете себе о том, что это значит, которая и становится вашим личным опытом.

И в этом смысле, во взрослых отношениях нет жертв, есть только добровольцы. Таким образом, дело не в интеллектуализации наших чувств. Я здесь не говорю, что вы должны или не должны чувствовать себя определенным образом. Я не говорю, что вы никогда не должны злиться или что вы всегда должны быть счастливы. Я ничего такого не говорю.

Вы имеете право на свой опыт, каким бы он ни был. Но я хочу сказать, что то, что говорят другие люди, не является источником вашего опыта. Источником вашего опыта является то значение, которое вы ему придаете.

Мы и дети
Дети своим поведением тоже лишь сообщают вам информацию: «Я не смогу выразить это словесно в три с половиной года, но, исходя из того, что я думаю и верю, жизнь выглядит так для меня в настоящий момент».

Ему кажется, что есть вещи важнее послушания матери. Для него это интереснее, и это просто отражение того, как он думает в данный момент. Это ничего не говорит о нас самих. Это лишь отражает образ детского мышления, а наши переживания обусловлены не их поведением, а историей, которую мы сочиняем о значении этого поведения.

Допустим, вечером я прихожу домой с работы и хочу, чтобы моя дочь выслушала меня по какому-то важному вопросу. Однако я не настаиваю внутренне, что она обязана это сделать. Просто хочу, чтобы она выслушала, и приложу усилия. Представим, что она не делает этого.

Допустим, я в хорошем настроении и полон энергии, я просто отмечу, что сейчас она не готова. Найду другой путь, проявлю творческий подход или перенесу разговор. Но если я в плохом расположении духа, ямогу испытать раздражение, разочарование, лѐгкую досаду, но не более. Но если я "схожу с ума" и требую, чтобы она непременно послушала меня, - мне кажется, что это жизненно необходимо, чтобы она внимала.

Если она не слушает, это ужасно. Кошмарно. Невозможно терпеть…. Итак, если я хочу, чтобы дочь послушала, и она не делает этого, это неприятно, немного расстраивает, но не более того. Но если я считаю, что просто жизненно необходимо, чтобы она непременно выслушала, и она откажется, теперь это кошмар, невероятно плохо, невыносимо, подавляет и т.д..

Следовательно, интенсивность чувства не говорит о том, насколько плоха ваша дочь или насколько неправ другой человек. Она свидетельствует лишь о том, насколько строго я требую соблюдения
моих правил. Разумеется, она не слушает (ей и так есть чем заняться). Каждый родитель, если честно признаться, иногда испытывает некоторую степень гнева по отношению к ребѐнку. Потому что дети временами невыносимы. Будем откровенными.

Дети - маленькие монстры. Главное отличие, заботливого и способного родителя - установить границы, оставаясь спокойным и контролируя себя. Такой родитель заинтересован, чтобы дочь была воспитана и вела себя прилично, и прилагает максимальные усилия, руководствуясь любовью и доброжелательностью. Человек, потерявший контроль и выплеснувший взрывной гнев, похож на религиозного фанатика.

Когда дочь не подчиняется, тут и появляются чувства. Фокус в том, что внешне кажется, будто это дочь заставила нас испытывать подобное. И отсюда возникает впечатление, что мы обязаны предпринять что-то с ребѐнком, потому что в этот миг мы утрачиваем понимание того, как мыслит наша дочь.

Самое распространенное возражение на это, от родителей (впрочем, как и от руководителей всех рангов): "Если я перестану злиться, то наступит бардак!", Мои дети (подчинѐнные) просто воспользуются этим.
А много ли вы до сих пор добивались своим гневом? Достигли ли вы понимания или того, что вы действительно хотели? В конце концов, что вы теряете? Ведь, похоже, что всѐ, что вы делали раньше, просто не работало….

Большинство людей, и особенно дети, легко пугаются гнева. И в результате они очень часто просто замыкаются в себе. Они просто задергивают шторы. Они могут сделать то, что вы хотите, но они просто подчиняются, чтобы не быть наказанными, или избегают конфликта, или они как бы подчиняются, но потом саботируют все, потому что они раздражены или недовольны, и то что вы говорите им, на самом деле не усваивается.

Таким образом, они вряд ли услышат ваше сообщение. Просто попробуйте вести себя по другому - вы ничего не теряете. Только на этом пути вам потребуется определѐнное терпение, - ничего так сразу не меняется….

Возможно, у вас были суровые, вспыльчивые или осуждающие родители. Да, это влияет на нас. Мы также можем происходить из культуры, предрасположенной к определѐнным чертам, но не столь важно, где вы научились такому поведению. Важно то, что вы думаете и верите вданный момент. Откуда бы вы это ни взяли, - не важно.

Вопрос в том, продолжаете ли вы верить, что ваша дочь обязана вас слушать? Есть ли такой закон во Вселенной, утверждающий это правило? Есть ли подобный природный закон? Потому что если вы подпишетесь под этим убеждением, а дочь не выполнит требование, гарантировано возникнут негативные чувства.

Но если вы предпочтѐте, чтобы дочь всѐ же слушала вас, пожелаете, чтобы она слушала, и приложите лучшие усилия для воспитания ребѐнка, однако в глубине души будете помнить, что она услышит ровно столько, сколько способна воспринять. Она поймет ровно столько, сколько сможет осмыслить, потому что именно так поступают все люди.

Всѐ еѐ поведение сводится к передаче информации о том, как она видит мир в данный момент. Если я требую, чтобы она непременно слышала то, чего не слышит, я разозлюсь и обрушу свою
злость на неѐ. Но если я пойму, что единственное, что она делает, — это передает информацию о том, как воспринимает мир в данный момент, это не нападение на меня.

Это информация для меня как родителя о том, как наладить контакт, установить границы и направить еѐ.

Между прочим, детям всех возрастов жизненно необходимы границы. Им нужен взрослый, который бы отвечал за них, по крайней мере, в некоторых вопросах. Потому что психологические исследования показывают, что родители, которые слишком либеральны, часто воспитывают более агрессивных и злых детей, потому что дети нуждаются во взрослом, который был бы главным и действительно устанавливал правила.

Но им нужен уравновешенный взрослый, обладающий природным авторитетом. Не бушующий взрослый, а взрослый, которому все ясно, который может сказать: "Нет, это предел".
И наряду с любовью и заботой, границы - это важная часть воспитания ребенка.

Если вы четко и твердо установите границы или можете сказать людям "нет", но оставаясь при этом спокойными и доброжелательными, гораздо более вероятно, что люди действительно услышат вас. Безусловно, гарантии нет. Но люди с меньшей вероятностью станут защищаться, и это повысит вероятность того, что они действительно услышат ваше сообщение.

Отношения с собой
Как вы, наверное, поняли, отношения с собой лежат в основе большинства (если ни всех) проблем любого человека. Задумайтесь, почему для одних людей, так называемая психотравма, становится
источником личностного роста, а для других - психического расстройства?

Проделайте мысленный эксперимент - оглянитесь вокруг. Что вы видите, слышите и чувствуете? И так же вы можете заметить, что есть некто, кто осознает этот опыт, осознаѐт всѐ происходящее - тихое, безмолвное, такое привычное и потому такое незаметное сознание, осознавание или просто присутствие, бытиѐ, которое знает, что вы живы, что вы мыслите и чувствуете.

И если закрыть глаза, то вы продолжите осознавать. Осознавать ощущения, осознавать дыхание, может быть биение сердца. Осознавать, как тело соприкасается с опорой и как оно соприкасается тканью, с воздухом и с тишиной. Осознавать мысли, которые возникают в разуме, возможно эмоции или текущее состояние, внутренние образы, которые появляются и исчезают перед вашим внутренним взором, как облака в небе или как волны на поверхности океана.

И вновь можно заметить, что есть некто, кто всѐ это осознаѐт. И это — не тело, не чувства и не мысли. Это нечто большее. Это тот, кто осознаѐт мысли, но не является мыслью. Осознаѐт чувства, но не является чувством. Осознаѐт ощущения, но не является ощущением.

И вы можете это представить, как пространство осознания. Пространство, в котором перед вами разворачивается внешний мир, с его формами, светом и тенями, запахами, звуками и ощущениями, и внутренний мир, с его мыслями, образами, чувствами и эмоциями.

И ещѐ глубже есть просто тишина и покой. Это открытое, ясное пространство которое просто есть. Это осознание. Тот, кто всѐ это осознаѐт. Тот, в ком всѐ это возникает.
И это осознание не вещь, не объект и не мысль. И оно не имеет формы, веса или местоположения. Его нельзя найти, потому что оно нигде. Его нет в голове, потому что оно может осознавать и голову и лицо.

Оно осознаѐт всѐ, что только возможно. И для того, чтобы осознавать оно должно существовать до всего. - До тела. До разума. До ощущений и эмоций. Осознание должно предшествовать любому опыту. И оно просто есть. И у него нет никаких объективных качеств. И у него нет ничего, чего может не хватать. И его природа — это Покой, Единство и Любовь.

И можно представить, как будто сознание — это вечный, бесконечный киноэкран. Но не тот экран, на который вы смотрите издалека, а экран, который сам осознаѐт фильмы, осознаѐт сцены, осознаѐт чувства, возникающие в кадре.

И конечно, он незаметно присутствует во время любого фильма. И с концом фильма этот экран не исчезает. Он непременно остается в том же состоянии. Неподвижный, чистый, спокойный. И ваши мысли просто появляются на поверхности вашего разума, в результате цепочек ассоциаций с тем, что вы видите слышите и чувствуете.

И это просто продукт вашего мозга, который делает это автоматически. И вы никогда не знаете, какая мысль будет следующей. И порой мысль бывает очень неожиданной, а порой очень знакомой и
уже надоевшей, а мозг услужливо подсовывает вам соответствующие картинки, или наоборот, - сначала всплывает картинка и тут же обрастает соответствующими мыслями….

И поскольку для мозга между действительностью и воображением, по сути, нет никакой разницы, то он даѐт этому привычно оценку (на основе ваших верований, убеждений и предрассудков) и тут же включает чувства и эмоции. И благодаря привычности и накалу чувств и эмоций очень легко принять всѐ это за действительность, поскольку это является вашей реальностью.

Но всѐ это всего лишь идеи, которые, в подавляющем большинстве случаев, вам даже не принадлежат. И конечно, они не являются вами и конечно, они не такие, какие вы есть в
самой своей сути. Потому что вы тот, кто всѐ это просто осознаѐт. И этимысли приходят и уходят, сменяя друг друга, трансформируются и рассеиваются. А тот, кто наблюдает остаѐтся.

И этот наблюдающий совершенно не зависит от их содержания. И он не судит, не страдает и не цепляется. Он не портится и не улучшается, потому что он совершенен. И он — просто существует. Как экран, которому не вредит плохой фильм, и который не улучшается от хорошего фильма.

Как зеркало, которое отражает, но не деформируется отражением, потому что зеркало предшествует отражению и ни к чему не привязано. И во время отражения оно лишь отрешѐнно присутствует. И всякий раз, когда отражение исчезает, зеркало остается в том же состоянии, потому что любые отражения не являются для зеркала чем-то существенным.

Отраженная красивая улыбка и прекрасное лицо его не улучшают и не возвышают. А некрасивое выражение лица его не умаляет и не ранит. И это как безбрежный океан, по поверхности которого гуляют волны, но в глубине сохраняется покой и умиротворение.

И это, как небо сплошь затянутое облаками. Но даже когда кажется, что облака заменили собой небо, то его просто не видно, оно всѐ равно там - чистое, ясное,
присутствующее. И как вы думаете, смогли бы вы осознать каждой клеточкой своего тела, что любой опыт не говорит ничего о вас, ни как о носителе этого опыта, ни как о том, кто был свидетелем?

И вы можете просто позволить всему, что приходит и уходит, каким бы оно ни было, спокойно наблюдаться на своѐм экране осознания. И таким же образом можно заметить, что некто, кто может осознавать страх, печаль или гнев, сам не является испуганным, грустным или злым. Это просто осознается.

И тот, кто осознает мысли, типа «я недостоин» или «я недостаточно хорош», сам по себе не является недостойным или недостаточным. Потому что это просто чьи-то идеи. И это всего лишь
чьи-то идеи.

Так что можно заметить, что когда эти чувства и мысли уходят и растворяются, потому что это происходит всегда, так как жизнь просто течет своим чередом, то само осознание никуда не девается и не изменяется. Так как оно просто продолжает спокойно наблюдать за тем, что остаѐтся и за тем, что появляется.

И это свидетельствует о том, что мысли, чувства и эмоции не являются существенными для того, кем вы являетесь на самом деле. Вы не являетесь своими знаниями и мыслями и вы не являетесь своими чувствами и эмоциями, и вы не являетесь своей историей.

Вы тот, кто всѐ это осознает. И чем яснее вы это усваиваете, тем легче мысли, чувства и эмоции теряют для вас свою прошлую способность казаться такими пугающими и подавляющими. И теперь они больше не ощущаются и не выглядят таким же личным.

Так что, в результате этого осознания, происходит освобождение способности думать все, что хочется думать, чувствовать все, что хочется чувствовать, потому что это безопасно и это извечная
игра жизни. Потому что, когда вы смотрите какой-то детективный фильм или боевик, где плохие парни ранят хорошего, то вы не звоните в полицию и неначинаете чем попало кидаться в плохих парней на экране и не бросаетесь оказывать первую помощь раненому….

Все, что вам нужно сделать, если ситуация кажется вам слишком напряженной, - это откинуться назад и осознать тот факт, что вы видите экран и игру света.
И то же самое касается положительных мыслей и эмоций, потому что это такая же игра жизни. И поэтому вы можете смело принимать эйфорические, экстатические и радостные переживания жизни, зная при этом, что радостные и весѐлые фильмы тоже никак не улучшают и не возвышают экран и не изменяют зеркало.

Так что, когда позитивные чувства естественно рассеются, также как и негативные, то вы спокойно поймете, что ничего при этом не потеряли, потому что когда мысли, чувства и эмоции растворяются, осознание остаѐтся в том же невозмутимом состоянии.

И когда вы видите зеркало и другие отражения, и ясное голубоѐ небо и воду то они могут напоминать вам, что тот, кем вы по своей сути являетесь, — это Осознание, тихое, вечное, полное покоя, любви и умиротворения.

А теперь представьте себе двух людей: один из которых имеет фобию перелѐтов, а второй относится к полѐтам очень спокойно и даже, возможно, любит это дело, поскольку это чуть ли не единственное время, когда он может побыть наедине с собой. Чем они отличаются друг от друга?

Может второй использует какие-то секретные техники и приѐмы саморегуляции? Какое-то особое дыхание? Или что-то ещѐ? Нет, - он просто живѐт. Может он настолько отстранѐн от мира, что не знает, что самолѐты иногда падают? И ему никогда не приходило в голову, что самолѐт, на котором он собирается лететь, может упасть? И это тоже нет.

Возможно, он даже является членом комиссии по расследованию авиакатастроф…. Тогда, почему он не боится? А, главное, - чего он не боится? - Он не боится своих мыслей.

По материалам вебинара Йоргена Расмуссена "Модель психологической иллюзии".

 

Помощь проекту.

Выделите какую либо сумму на развитие проекта. 

Перфект Мани:  U2030843
Payeer:  P1088749
Яндекс Деньги:   410011017023615  

Наши контакты

Связь с нами  мы  можете  по   этим  контактам

  • Skype:     kvantur
  • Телеграм:   @kvanturum